| |||
Надежда КАШЛИКОВА
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ В ТАЛЛИНЕ Три года назад в самиздатовской "КонтрКультУре" Егор Летов, заканчивая свой подробнейший рассказ об официальной альбомографии группы, сетовал на то, что "в архивах "ГРОБ Рекордз" остается и имеется масса студийных "отбросов", не вошедших ни в какие альбомы и сборники, всевозможных вариантов, дублей, ляпсусов и просто неожиданностей. Возможно, когда-нибудь некоторые из них и увидят свет..." И вот казавшееся несбыточным постепенно воплотилось в реальность: сначала выходит аудиокассета с концертом в ЛДМ (июнь 1994 года), а за ним студия "ХОР" выпускает 8 авторизованных изданий ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и одновременно с этим появляются записи концернов в МЭИ (17.02.90) и Таллине (13.04.90). Концерт в эстонской столице принято считать последним, т. к. после него ГО на три года прекратила свое существование. За это время ушел из группы барабанщик Аркадий Климкин, Константин "Кузьма" Рябинов взялся за соло, Игорь "Джеф" Жевтун - за ритм-секцию, а вот бас-гитаристы оказались все сезонными (Аркадий Кузнецов, Евгений Кокорин, Евгений "Махно" Пьянов). Тогда, в 90-м, Егор Летов утверждал свою новую правду, "умирая от Боли, умирая от страха, умирая от силы, умирая от себя". На сцене творился апофеоз сумасшествия, который являл собой Летов. Черные свободные одежды и длинные волосы делали его похожим на колдуна-шамана, исполняющего свой ритуальный танец, понятный только ему одному. Это можно было бы назвать состоянием невменяемости из-за раздражения на "урбанический хохот" людских масс. Гордой поступью шло человечество, созидая и преображая все вокруг, а где-то совсем рядом "наповал приговоренные" отстаивали свое право на "белый полет". Неприятие "диктатуры вырождения", ненавистной совдеповской системы, подавляющей ростки всего живого и прекрасного, и противление этому самому "асфальтовому закону" складываются в звонкий клич: "я всегда буду против!.." 1990 год - начало "грозовой" демократии, нового этапа развития российского социума. Но в действительности в отношениях между людьми не произошло никаких изменений: "я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану". Осталось чувство тревоги и страха перед будущим, которого еще нет. Настроение далеко не оптимистичное и жизнеутверждающее, но те, кого это затронуло в свое время, отнесутся к сему концертному "безобразию" со всей серьезностью. Главное, что пелось все искренне и честно: "Речи замедляются Слова повторяются Интонации не меняются И все сначала - Игра в самолетики Под кроватью..." ("RockFuzz", №9-10, 1990г.) |