| |||
Рок-музыка, как времена года. Стоит бывшим ребятам с
клубных подмостков отправиться в супертурне на Марокану или на "МТВ", как с самого низа поднимаются все новые и новые с гита- рами наперевес... И им есть что сказать. Именно поэтому сегод- ня мы рассказываем о Янке Дягилевой - не вписанной в супербиз- нес певице нового рок-поколения. Панк умер в России. Так как собственно не оказалось предмета искусства: вся жизнь, как панк. Поэтому ни "Секс пис- толз", ни Свинья не снискали всенародной славы... "От большого ума - лишь сума да тюрьма От лихой головы - лишь канава и рвы От красивой души - только струпья да вши..." Нехитрая народная мудрость, этот хрупкий голос - это Янка. Вне стадионов и теленастырных хит-парадов, эта сибирская певица - поэт - композитор знакома каждому, кто следит за сго- ранием Феникса советской рок-музыки. От Урала до Камчатки ее боготворят, и на каждом фестивале все задают друг другу один вопрос: "А Янка приехала?" Если да - все нормально. Потому, что живые концерты - это единственный шанс послушать... Ну, кроме плохоньких записей. Хорошее слово "индепендент". "Независимые". Ими были все настоящие русские рокеры доперестроечной эры. Это ныне они пы- таются собрать до последнего колоска стадионную жатву. Клубные команды на стадионе. Смешно, как "Аукцион" на Уэмбли. Янка Дя- гилева стадиона не соберет. Это факт. Но - "Собирайся, народ, на бессмысленный сход На всемирный совет, как обставит наш бред Принять волю свою в идиотском краю..." Русской культуре везло - ее умудрились сохранить Юлий Ким, Анатолий Ким и Виктор Цой. Теперь вот пришла сибирская девчонка Янка, и стало ясно, что второй этап развития русской рок-музыки без огромной страны "Сайберии" не обойдется. Ближайший аналог на Западе Янке - Патти Смит - она также неконформна и также ее творчество связано с глубинными корнями народной традиции. Янка заполнила собой разрыв между роком и русской культурой, когда эту брешь оставили после себя Виктор Цой и Дима Ревякин. После двадцати лет экспериментов России с рок-н-роллом наконец-то начала проклевываться естественная, не вымученная, связь это музыки с древней народной культурой. Порядком при- шибленной. О чем поет Янка? В отличие от групп "социального рока", которые потерпели поражение в зрительских симпатиях, в песнях Янки нет социального протеста. Ну так же, как нет его в нику- дышных грязных дорогах, в зоне Припяти, в наших несчастных ма- терях, которые всю жизнь мечтали, что хоть мы-то будем жить лучше. И не надо жать на педаль, когда можно сказать просто: "Здесь не кончается война Не продолжается весна Не начинается лето Нам остались только сбитые коленки..." В отличие от Патти Смит, которую у нас знают просвещенные круги меломанов, у Янки нет своего Ленни Кейя - классного му- зыканта. Поначалу с ней играли ребята из "Инструкции по выжи- ванию", где сама Янка числится менеджером. (Талант многогра- нен?) Клубная любительская команда. Нет у нее и продюссера. Требовательного. Западного толка. Эту роль пытается взять на себя русский панк в обличье хиппи Егор Летов ("Гражданская оборона"). Но его ненависть настолько губительная для музыки, что сквозь нее слушатель продирается с трудом. И он убивает искусство Янки. (Извини, Егор!). Пример - все записанные вместе песни, за исключением, пожалуй, "Деклас- сированным элементам". Душу греет именно ранняя Янка. На этом пути - было буду- щее русской современной музыки. Можно назвать ее "рок". Легкая отстраненность в исполнении и потрясающая мелодич- ность. Даже неподготовленного слушателя, когда он слышит этот мальчишеский ломкий голос, "цепляет" сразу: "А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам - Посидим на трубах у начала кольцевой дороги Нашим теплым ветром будет черный дым с трубы завода Если нам удастся, мы до ночи не вернемся в клетку..." И вдруг будничная констатация: "Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам". Рок-Оруэлл такой. "1984"-1990. Но никаких жалоб. И в этом ее сила. Только мне всегда было интересно - в какой сибирской де- ревушке она слышала столько народных песен? И.МАЛЬЦЕВ |
<<<На главную>>> |