Интервью с Манагером  


Интервью с Манагером, записанное неизвестным 6-го октября 1997-го года в
Новосибирске, на берегу Обского моря; предназначенное для газеты "Завтра".
Обнаружено случайно. Публикуется впервые.
Моя Родина - Коммунизм.
- С чего начинается Родина?
- С памяти и отражения. Каждый человек ко всему прочему субъективен,
выглядывая из фигуры своего тела. Но ТО, что сделало нас таковыми, к
моменту осознания самое себя, в сплаве взглядов, чувств, желаний, идей и
мечтаний - и есть Родина. В широком смысле Она - место, где я прожил
первые 20-25 лет своей жизни. Всё последующее существование особой роли не
играет - Родина остаётся неизменной и называется СССР. Советский Союз
по-разному повлиял на своих подданных, но та его часть, сформировавшая в
нас представление о сосуществовании граждан между собой, прояснившая наши
идеи бытия, олицетворяет более конкретный её образ, который всегда внутри,
и в который всё время возвращаешься из теперешнего здесь. А способ
отношения между людьми, где каждый делает сколько может, приумножая мощь
остальных, для которых любой важен и ценен, где цена успеха измеряется не
златом и властью, а развитием и культурой, где дружба есть кодекс чести, а
злоба - почти осязаемая зараза, где любовь - … - я называю коммунизм.
Поэтому можно сказать, что моя Родина - Коммунизм.
- А какую позицию ты занимаешь по отношению к ним? Другими словами, что ты
делаешь для Родины?
- Поскольку считаю себя художником, я могу через искусство оценивать
плохое и хорошее в том мире, где живу, и через это делать двоекратное
предложение: отрицать и перелопачивать худое - укреплять и проращивать
достойное через песни или стихи в надежде на обратную связь, а при её
наличии продолжать далее. Например в Новосибирске есть такое издательство
- "Сибирский Гербарий", или даже не издательство, а…
- Инициативная группа...
- Инициативная группа, формейшн, консорциум. Вот они организовали
концерты, выпускают кассеты, издали маленькую книжечку моих стихов и
желают издать большую книгу, куда войдут стихи за пятнадцать лет.
- Насколько я знаю, там все стихи датированы?
- Да, там все стихи с 83-го по 97-й год. Можно проследить эволюцию -
восприятия по мере проживания и определить, вокруг чего всё вращалось. При
этом на первую книжку было довольно много отзывов - меня это захватило, их
тоже. Красота!
- Какова, на твой взгляд, отличительная черта сибирской музыки, к которой
ты относишься? В каждом из сибирских городов, будь то Новосибирск, Омск
или Тюмень есть добрая сотня альтернативных команд, почему ребята, которые
вас слушают, выделяют именно вас: группировку ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧЁРНОГО
ЛУКИЧА, ТЁПЛУЮ ТРАССУ? В чём схожесть этих команд и в то же время отличие
от других?
- Определение таково - ВЫСВОБОЖДЕНИЕ и НЕПРИМИРИМОСТЬ. Эти две категории
определяют так называемый сибирский рок. Это означает - что практически
все…
- От чего и с чем, тогда вопрос.
- ... да, без сомнения. Лидеры сибирских групп проявились в конце
существования СССР, в смутные годы перестройки. Потом музыка носила
характер конкретного стиля, в СССР имевшего гораздо больший смысл, чем
панк-рок. Все они были непримиримы, не согласны до дрожи, до истерии, до
неприятия, до жажды борьбы с отрицательным и худым - с глупостью,
мещанством и скупостью духа. Возникала внутренняя жажда эту скукоженность
расколоть, заглянув туда, и гаркнуть оттуда на весь белый свет. Это и есть
высвобождение - от себя, через себя, через тех, кто слушает, от всего, что
сковывает, сдерживает и превращает человека в комок, в животное -
безгласное, бездушное и равнодушное по отношению ко всему, что ни
происходит - начиная с семьи, и завершая Богом.
Панк-рок в Сибири воплотился в энергичное, подчас агрессивное выражение
неприятия и жажды увидеть новое между людьми. У нас за Уралом всегда
усмехались на центра - много снобизма, сплошная эстетика и мазохизм чахлых
нарциссов. А здесь разом возникло стечение обстоятельств, движений,
желаний буйства и тоски, что в четырёх-пяти городах проросли Летов,
Неумоев, Лукич, Коля Рок-н-Ролл, Янка, Эжен и Бэб Лищенко или Джексон. Все
они были примерно одного возраста и очнулись примерно в одно время. Почему
так случилось, стечение ли обстоятельств или так называемые судьбийные
моменты требовали воплощения для альтернативы всему происходящему в
музыке, и стране не ответит никто.
Примерно об этом говорил Гумилёв в учении пассионарности: пробил час и
приходит некое, неизвестно откуда возникшее нечто - энергетический луч или
ощущаемая субстанция, и пронзает какое-то количество народа, будь то
монголы или какие-нибудь викинги, и эти люди, благодаря этому
сверхнасыщенному, энергичному, пассионарному состоянию, начинают
действовать.
- Насколько акции вроде РУССКОГО ПРОРЫВА эффективны, насколько доходят до
слушателя и имеют ли результат?
- Акция была абсолютно эффективной, полностью услышанной и имела хороший
результат. Во-первых, она стала формой преломления интересов, желаний и
надежд, когда возникла консолидация музыкантов в аспекте
политико-музыкально-эзотерическом, во-вторых, после её пика - концерта в
ДК "Крылья Советов" в 94-м году, когда собралось около четырёх тысяч
слушателей и интервью Егора в "Программе А", транслирующегося на всю
Россию, через аудио- и видео - ощущение единения русских, не полностью
проявленной их мощи и возможности изменения нашей жизни охватило десятки
тысяч людей по всей бывшей империи социализма.
Разговаривая по телефону (после интервью в прямом эфире Летов сообщил
телефон квартиры, где мы жили), отвечая на шквал звонков той ночью, я
хорошо почувствовал восторг и обратную силу благодарности за вызов и
смелость признать тот мрак, в котором оказалась страна и радость надежды и
сопричастности звонивших к переменам, которые мы провозглашали к изменению
сознания, к противостоянию демократии. Звонили из Кизляра, Омска,
Волгограда, Ростова, многие говорили спасибо, что вы есть, продолжайте,
нам нужно знать, это помогает верить, что не всё ещё потеряно. Да и
впоследствие в 95-97 годах, когда акция исчезла, волны её воздействия
будоражили воображение. В Минске возникла группа КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ, даже в
Израиле описывали это событие как неожиданное, альтернативное КПРФ
движение за возвращение к идеям социализма, имевшее успех и резонанс. К
сожалению, акция была приостановлена, хотя потенциально она стала твёрдым
доказательством возможности объединения абсолютно неизвестных людей,
ждущих и готовых действовать. Собственно, продолжить можно прямо сейчас…
- Ты можешь припомнить какой-нибудь случай, не комический, конечно,
наоборот, но чтобы он растрогал тебя до слёз или ещё?..
- Внутри акции?
- Внутри акции, именно РУССКИЙ ПРОРЫВ.
- Когда мы выступали в Киеве 9-го апреля, а на 10-е были выборы в
Верховный Совет Украины. Как ни странно, в Киеве из всех публичных
развлечений и общественных мероприятий было разрешено два - РУССКИЙ ПРОРЫВ
и концерт Аллы Пугачёвой. Это было удивительно действенно - их Рада была
рада.
Другой момент - концерт в Луганске в ДК Железнодорожников. Зал ДК старого
ещё типа, человек на 500-600 был просто забит, с балконов свисали, в
проходах стояли... И самое удивительное, а есть такая традиция после
концерта подходить в гримёрки, желая взять интервью, автограф, или просто
пощупать живого гения, - после концерта не подошёл вообще никто, хотя я
видел пацанов, которым было 12 лет максимум, надписи на спинах, клич
"Хой!", и строки из песен гуляли по фойе. Никто не подошёл ни к Егору, ни
к Ромычу, ни к нам - люди пришли слушать песни и остались рады и им не
потребовались подёргать Егора за руку или потоптаться около нас. Меня это
растрогало и я был обрадован, что бывает и так.
Или Норильск - просто осколок России где-то там, за тысячи километров, у
Таймыра, где ещё три крошки-спутника вместе тысяч на 350. Выступления
проводились зимой в кинотеатре имени 60-летия Октября - полный аншлаг на
двух концертах. Мы играли, а зал жил этим, дышал, ухал. Мы чувствовали
себя одним тысячным существом, почти взлетая над сценой, почти сливаясь в
мощь, не познанную до того никем из нас, среди ледяной пустыни белого
безмолвия.
- Если бы в настоящее время РУССКИЙ ПРОРЫВ возобновился, или какая-нибудь
другая акция, с кем из существующих сейчас групп ты бы хотел сыграть?
- С теми, с кем мы играли в РУССКОМ ПРОРЫВЕ. Единственно, с кем возможно
было бы играть и стихийно это осуществилось, когда были концерты в
поддержку КПРФ в Москве, в 96-м году - это Вадим "Чёрный Лукич". Все
остальные музыканты в моём понимании, идее РУССКОГО ПРОРЫВА не
соответствуют и невозможны. В широком смысле, естественно, можно было бы
выступать и той же группе КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ из Минска, или ТЁПЛОЙ ТРАССОЙ из
Барнаула, но при сохранении ГО, ИпВ и РОДИНЫ. Тогда это имело бы смысл.
Если бы акция возобновилась, то, возможно, количество групп, музыкантов и
каких-то течений, движений, не обязательно музыкальных, а и поэтических, и
этических, и социальных просто бы увеличилось - акция вместила бы в себя
их, на это в случае - ЕСЛИ…
- Общеизвестно, что РУССКИЙ ПРОРЫВ - это руководство к действию. Готов ли
ты перейти от руководства непосредственно к действию?
- Готов ли я?
- Да.
- Да, на этот счёт могу теперь ответить совершенно утвердительно - я
готов. Но ситуация теперь складывается таким образом, что на сегодняшний
день чёткого плана, понятного воплощения идеи, где было бы расписано и
определено, что нужно сделать, чтобы всё, что мы имеем вокруг, изменилось
в лучшую сторону, а после победы не случилось повтора того, от чего ушли
не существует. Ведь все мы помним, что революция 17-го года фактически
завершилась революцией 91-го года Беловежским сговором бывших коммунистов.
Я думаю, существовали неосознанные и теперь стратегические ошибки в той
схеме изменения мироощущения и укрепления мечты о справедливости, которые
привели к перестройке 85-го года и распаду СССР в 91-м. Осуществляя новую
акцию сегодня, нам пришлось бы знать более, чем в прошлый раз о том, куда
мы пойдём и как сможем дойти. А толкового ответа пока нет.
- Четыре года назад в Москве произошли беспрецедентные по своей дикости
события у Белого дома. Что это было для тебя тогда, и что мы можешь
сказать сейчас?
- Вопрос горький и больный, прежде всего, потому что приходится помнить -
погибли люди. Но вот, что это было...
Только что я сказал, что ситуация 90-х годов в России для меня есть
продолжение революции 17-го года, её очередная фаза. Расстрел Белого дома,
по большому счёту, последущая трансформация Великого Октября, когда стране
было предложено сделать выбор - сможете преступить и пережить, когда вот
такое, беспрецедентно-вопиющее случилось в вашей цивилизованной стране,
когда с Крымского моста, в центре танки расстреливают парламент, обрекая
людей на смерть (по неофициальным данным, погибло более полутора тысяч
человек).
Мне видятся результаты этого испытания крайне трагическими - наша страна,
как видно уже сейчас, в своей массе, народом своим, оставила незамеченным
эти три-четыре дня. Инфантильность людей достигла просто катастрофических
размеров - россияне проглотили это позор. После такого хоть что-то должно
произойти в стране, незамеченным это оставаться не может. У нас же после
расстрела Белого дома в очень убыстрённом варианте возникла Россия, с
паритетом партий, интересов, желаний, шурующая по капиталистической
стерне, быстро и активно закручивая во взаимном воровстве всех и каждого,
потакая и покрывая любую грязь - больше денег, больше денег. И фактически,
это не стало поражением, или победой - это означало, что людям
справедливость и правда в её оголённом виде не нужна. То есть, были убиты
люди, отказавшиеся сотрудничать с преступным правительством, которое
словно в доказательство своих преступлений охватило их блокадой и удушило.
Это было маленьким восстанием честных людей, защищавших правду. А
россиянин всё прохохотал, он не не заметил, а не имел глаз, чтоб увидеть и
сердца, чтоб понять, умом-то только и лгут. Поэтому расстрел Белого дома
послужил чудовищным по своей сути, подтверждением внутреннего перелома в
российском народе с той поры отказавшегося, изжившего из себя
человечность, широту осмысления и смелость, приобретая взамен нечто
материальное, маленькое, тщедушное - вот и выбран был 96-м году Ельцин, а
не Зюганов. И словно сказала страна: "Не желаем жить, как прежде, забудем
свою молодость, детство, дедов наших, другим будем жить. Деньги
зарабатывать, развлекаться, и желаем, чтобы дети то же делали". Половина
людей проголосовала за Зюганова - половина согласилась Ельциным. Но в этом
есть ещё один, не менее трагический момент - по большому счёту, разница в
целях, к которым направится страна, столь рачительно велика, что половина,
проголосовавшая за Зюганова, могла отстраниться или взбунтоваться против
курса Ельцина.
Другой момент: многие знали, что большая часть этих бюллетеней была
сфальсифицирована, были такие факты, но люди не стали жертвовать
возможностью утраты свободы или здоровья - могли засудить за клевету или
убить. Человек у нас абсолютно беззащитен, выходя из дома. Но даже у
десятой части голосовавших за Зюганова не нашлось ни силы, которая бы
соорганизовала этих людей в непримиримую, мощную волну по противодействию,
ежедневному противостоянию курсу правительства, где каждое действие,
каждый закон, каждый президентский указ подвергается тщательнейшей
проверке, анализу, а необходимо - к их блокаде. Поэтому до сих пор у нас
нет единой программы, нет понимания о том, куда мы должны идти - нет
единства. Получилось молчаливое согласие людей на ярмо.
И вот мы прожили год после выборов и фактически происходящее в нашей Думе,
свидетельствует о лояльном отношении той же КПРФ к курсу, который
проводится правительством. Есть как бы противостояние, но никакого
экстраординарного противодействия нет, то есть нет призыва к всероссийской
стачке пролетариата с целью полной отставки правительства и досрочным
выборам нового президента. Поэтому расстрел Белого дома - это
окончательный выбор демократии.
- Какова, на твой взгляд та сила разрушительная... Другими словами, что
является тем мощным фактором, который заставляет людей, наш народ
находиться в таком неприемлемом состоянии?
- С одной стороны, это власть денег. А значит жажда плоти, жажда
развлечений, жажда разврата, наживы, комфорта, то состояние, которое
называлось в советское время мещанством - квартиры, одежды, еда, машины,
благо как необходимое условие существования до собственного гроба. Это то,
что отрицает вера, в чём она видит совращение человека лукавым. С другой
стороны - это страх, или несмелость большинства граждан нашей страны, что
есть следствие отсутствия преобладания духа над плотью, того, что нельзя
потрогать руками или купить. Эти две штуки и есть наш враг, как ты
говоришь, сила разрушительная, и враг находится в нас. Дело не в том, что
есть Ельцин или есть демократия, или есть деньги, а в том, чего нет во
главе нашей жизни. Беда наша в отсутствии - любви, желания правды, в
отсутствии справедливости, дружбы, преданности слову, последовательности в
своих действиях...
- А раньше это присутствовало?
- Причина отсутствия находится в восьмидесятых. Сама наша жизнь свелась к
лицемерию, обывательству и покорности - ничего не изменится, думали мы.
Все помнят материалы съездов о необходимости благосостояния народа.
Эволюция социализма подменила тот революционный романтический дух
преобразования, который столь ярко был выражен у Платонова в "Чевенгуре"
или "Котловане", который существовал в революциях, у шестидесятников, у
читающих Дюма, Грина, Достоевского, Островского, пытаясь разобраться во
всех сложностях психологии и взаимоотношениях человека. Постепенно разум
подменился привычкой, и перестройка стала воплощением этой подмены, и то,
что мы имеем сейчас, есть следствие этой постепенной замены или ошибки,
которую мы допустили. Да ещё прибавь тотальный контроль партии и КГБ над
гражданами, над любой формой несогласия, протеста или поиска
справедливости, над всеми диссидентами того времени.
Мне доводилось в 83-м, в 85-м и 87-м году сталкиваться с КГБ, - мне
инкриминировалась, за подобный поиск уже не помню какая - седьмая или
тридцатая статья о изготовлении, хранении и распространении антисоветских
материалов, а также депрессивный взгляд на развитие общества, неверие в
силу и мощь курса, проводимого партией, - всё это буквально через
три-четыре года воплотил Горбачёв, и перемены стали возможными и
законными. Но перемены бывают о двух концах, и разрешить повсеместную
критику не значит исправить. Такую коллизию социализма классно угадал Г.
Данелия в "Афоне". Об этом снимали фильмы А.Тарковский, Н.Михалков,
М.Хуциев, писали Тендряков, Маканин, Вампилов, пел Высоцкий. За это сажали
Буковского, Солженицына, Синявского. Но предупреждение осталось
незамеченным, партия не внимала, и в конце концов в семье родился урод,
урод вырос, и после из него трудно сделать нормального члена семьи. Можно
быстро утратить внутреннюю чистоту, а последствия лечатся в течении
десятилетий. Достаточно вспомнить историю отцов церкви или праведников -
сколько необходимо было времени, чтобы очистить себя от скверны и
почувствовать себя достойным Руцы Божией! А здесь целая страна.
Это сползание от идеалов, забвение их и есть главный враг человеческий. А
нынче и вовсе нет реальной силы, объединяющей разнородное количество
учёных, музыкантов, интеллигенции, рабочих, служащих за отсутствием единой
и верной теории, вскрывающей, почему мы стали такими, какие есть, и что
нам позволит избавиться от худого. Нет силы, нет теории - есть отдельные
разрозненные взгляды, выражаемые Зюгановым, Зиновьевым, Баркашовым,
Лимоновым, Прохановым. А то, что публикуется в газете "Завтра" как в
газете духовной оппозиции - отдельные взгляды, крохи, частицы целостной и
единой картины, а это является ещё одной причиной...
- Врагом?
- Да, без сомнения, это внутренний враг, работающий на врага внешнего, о
котором все говорят - так называемые демократы, акционеры, вкладчики,
торговые люди. И они чётко и целенаправленно, осознанно разрушают
экономику и мораль страны. Хотя тот же самый Гумилёв именно в лице
демократов видел новых пассионариев, а в нас - ретроградов, вынужденных их
терпеть. Мы - народ, (этнос), утративший пассионарность. Фактически с его
точки зрения, правы реформаторы, а не мы! Это очень странная
пассионарность созидателей.
- А что есть настоящая созидательная сила, в противовес той, о которой ты
сейчас сказал?
- Единственное, что, позволит нам созидать, создавая надежду внутри - есть
попытка, честно и бескомпромиссно в одиночку разобраться, почему мир
таков. И после искать контакты с такими же людьми и в совместном
обсуждении, осознании, проникновении выковывать теорию, стратегию, взгляд,
позволяющий в конкретном экономическом, социальном и духовном смысле,
противостоять возникшему мраку и победить. И естественно - работать: кто
шофёром, кто техником или в коммерческой фирме, являясь формально врагом
(в контексте этого разговора), по существу - человеком просто потерянным,
не имеющим выхода и вынужденным зарабатывать деньги, ибо есть жёны и дети,
которые любят одеваться, которых нужно кормить, за которых ты несёшь
ответственность. Может быть, при каком-то вполне реальном движении, они
были бы готовы уйти в борьбу, но уйти-то некуда! Разве в бедность и нищету
или в состояние мудреца, созерцающего окровавленное колесо эволюции. Но
наблюдателем быть трудно - придётся переступать через огромное количество
внешних дел - от не вбитого гвоздя до косяка в губах детей собственных
соседей.
Такая внутренняя кристаллизация пути - единственное, что у нас есть. А мы
всё время ждём от газеты "Завтра" и КПРФ конкретных действий и неожиданных
шагов, отрезвивших нас. Но отрезвить нас может тот, кто по-настоящему
опасен для системы, кому ведом её механизм, кто знает, куда необходимо
направить удар, чтобы остановить его, но не посеять при этом хаос и
анархию, они-то впоследствии обязательно создадут новую, но такую же
систему пустоты.
Но сейчас газета "Завтра" и КПРФ не опасны, они легально, лояльно и
спокойно сосуществуют с демократией российской системы, изящно обмениваясь
уколами компроматов и угроз. Вспомним историю с большевиками в начале века
- их представителей в Думе было три-четыре человека, а они были как язва,
как штырь, как заноза на царственном теле. От них норовили избавиться, но
их вынуждены были терпеть и принимать, пока партия была самой запрещённой,
а газета "Правда" ускользала от запретов в новых названиях. Они были
опасны, ибо делали дело, которое могло свернуть имперскую шею капитала.
Это была сила, порождающая надежду…
- В чём, на твой взгляд, задача молодых в это трудное время?
Программа-минимум для двадцатилетних?
- Советовать легко, когда тебе за тридцать - вспомни, каким ты был,
вычлени ошибки, и вот она - формула. Посоветую то же, что и делал сам -
сильно опирайтесь на внутреннюю честность. Для меня это основополагающее
начало, позволяющее узнать справедливость. Это круто - когда человек смеет
сказать себе, что есть в самых сокровенных уголках его души, смеет
познать, из чего он состоит. Это фундамент и начало, а знание и разум
придут сами. Честность откроет тебе то, что необходимо защищать и то, чему
необходимо противостоять. И самое удивительное - чем праведнее ты
противостоишь худому, тем чётче тебе открывается нужное и родное самому
себе. И не важно, если кто-то разделит твои взгляды или придётся с кем-то
расстаться. По большому счёту все мы приходим только к двум составляющим
людей - либо Я, либо МЫ. Все ушедшие из молодости либо ломались в
приспособлении, либо уединялись в эгоцентризм, либо в братство равных, а
формы проявления часто меняются и не важны. Я вот одолел этот тоннель -
пишу стихи, пою, думаю, с рельсов не сошёл…
- А вера и общество?
- Вера всегда загадочна. Я покрестился в православии после долгого, весьма
негативного опыта противодействия в снах тьме. Причём спасался я часто
крёстным знамением и молитвой "Отче наш". Меня это поражало - во сне читаю
молитву. После я задумался - смогу ли встать сирым среди малых, забросив
свою бойцовскую крутость. Смог, и не жалею до сих пор. Вера даёт силу, и
тогда это был своего рода договор или благодарность.
С верой любой получает обратную связь, позволяющую сдерживать себя - мы
ведь подвержены заскокам, можем взбеситься, сорваться со всех катушек, но
удержаться, сохранить себя после таких эксцессов и позволяет вера, ибо она
есть кодекс любви, мерило света и тьмы, в их разнообразных проявлениях,
борьба, многократно зафиксированная в книгах святых и прозорливцев, и
позволяющая разобраться, выстоять и сохранить себя от падения. Ты всегда
можешь призвать себя к ответу, почерпнув силу для схватки в самом себе. А
можно призвать и другого. К тому же общеизвестно, что многие идеи,
воплощенные в коммунизме, в той или иной степени являются трансформацией
заветов, которые высказал Иисус, и многие первые большевики были крещёные
люди, чего не скажешь о многих их вождях.
Хотелось бы видеть такое же воздействие веры на общество, то есть иметь
обратную связь для него, как вместилище незыблемых ценностей и путеводных
нитей, которое позволит самому обществу через сравнение видеть: туда оно
движется, или не туда. Ведь часто многое худое, совершаемое в государстве
является худым и для церкви, и многое положительное положительно для
церкви. Поэтому в церкви и вере я вижу определённую помощь и надежду,
которую должно чувствовать общество, хоть вера одна из его сторон. Вера
есть одна из сил, позволяющая людям противостоять врагу, о котором мы
говорили, так как чётко и ясно объясняет, что является плохим, а что
хорошим. Церковь несёт мир и радость граждан по отношению друг к другу, да
и противостоит церковь разрушению, смерти, вражде, криминалу, деньгам.
Красиво выходит, да?
Но в жизни этот союз не столь равновесен - и мирянам православие часто
вроде красивой ширмы, да и церковь на реальность нашу взирает покойно - и
купола золотятся, и монастыри возводятся супротив прошлого десятикратно. А
худое не убывает. Может, когда-нибудь и сблизятся государство и церковь, а
опять помеха - царя нет, но он отвечает за тело державы перед Богом, не
президент же. Да и с экуменизмом проблема, не просто всё ныне.
- Чем заканчивается Родина?
- Мне кажется, Родина заканчивается, когда прерывается дело, которому ты
служишь. У белогвардейцев Российской Империи её отняли в 17-м году,
превращая многих в эмигрантов, а другие вроде как под деспотом жили при
царе и обрели, когда большевики изменили строй…
Когда-то на концерте я сказал: "Все мы родились в СССР, я надеюсь, в нём
мы и умрём". Мы все родились в СССР, и та страна наша Родина, другой нет.
А здесь мы находимся в состоянии очень странном, словно живём за гранью
смерти, представляя из себя как бы мертвецов с того света, ведь Родины
нет. Мы принуждены жить ценностями, делать работу, общаться с людьми,
которых мы не знали и не хотели. Так называемый демократический строй и
образ мышления, капиталистический способ производства, которым нас пугали,
безработица и преступность, инфляция и коррупция стали реальностью России,
и мы утопаем в них. Мы ещё надеемся на восстановление Союза, на какой-то
иной способ отношений между собой, но, если честно - пока мы эмигранты, мы
- люди, вынужденные принять новую Родину.
Как правило, так не бывает: Родину нельзя принять, Родина - это то, что
любят, это не то, с чем мирятся и где вынуждены жить. По большому счёту -
это изгнание. Осталась общая территория, язык и национальность - иллюзия
собственного дома. Он станет мифом буквально в пять-десять последующих
лет, когда станет ясно, сможет народ повернуть снова и сбросить это
наваждение гулявости сегодняшнего дня, или окончательно похоронить своё
прошлое и приспособиться к настоящему здесь, укрепив во лжи поколение,
которому в начале перестройки было около десяти, а в 21-м веке стукнет за
тридцать. В конце концов и сейчас какие-то повстанцы могут партизанить,
требуя восстановления в границах 85-го года, но сама надежа прекратится на
выборах в 2000-м году. Выиграет представитель демократии, возвратиться
назад будет нельзя и придётся принимать жизнь приживалами, придётся
меняться и менять своё естество, ломать, перелопачивать и попытаться
обрести вторую, внушённую Родину...
Оживил повторно Сергей Ахметов.
14.01.2000

<<<На главную>>>



Hosted by uCoz