ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?  


«Культурная Революция» никак не вписывается в существующую сегодня
систему музыкальных ценностей. Ее одинаково отвергают попсовики и
«андерграунд». Характерна реакция издательских фирм. Издатели
«андерграунда» воротят нос от чересчур мягкого для них звучания.
Видимо, для полной «подпольности» и «революционности» не хватает
каких-нибудь радикальных заявлений, типа «Идите вы на ..!»,
злобного стеба или пошлой сексуальности. Поэтому «подпольщики»
уверенно заявляют, что «на такую попсу легко подпишутся «монстры»
типа «Союз» или какой-нибудь там «Филипп Киркоров продакшн».
К Филиппу Киркорову пока не обращались, но с другими акулами
шоу-бизнеса велись соответствующие культурологические беседы, в
результате чего выяснилось, что «КультРев» не годится и для
коммерческого попса по причине:
а) «слишком умных для народа текстов - надо че-нибудь попроще»
б) общей какой-то «некультурности», неприлизанности звучания и
аранжировок, нелояльности, которую они («акулы»), не задумываясь,
называют непрофессиона­лиз­мом. «Это не к нам, вам надо к панкам
обращаться!»
Таким образом, по мнению основных заправил нашей музыкальной
культуры, получается, что никакая это не «культурная» и не
«революция».
Да, действительно, «Культурной Революции» одинаково чужды как
животный задор пляшущих мальчиков с радиомикрофонами, так и пустой
пафос рок-н-ролльных псевдогероев, старательно принимающих позы,
давно изобретенные западной индустрией развлечений - Teenage Riot!
«КультРев» принципиально не играет в игру, по правилам которой
«попс» обязан быть глупым и вульгарным, а «андерграунд» - злобным и
заумным.
Просто хочется жить. И радоваться жизни: не корча из себя героя -
настоящим героям сейчас есть где развернуться, от Косово до Чечни.
Быть собой, не стремясь влиться в какое-нибудь модное течение, где
уникальную и богатую личность каждого человека пытаются определить
одним словом - «панк» или «рейвер» и т.д. и т.п.
«Культурная Революция» возникла в конце 80-х г.г. , как реакция на
тухлую официальную культуру, удушавшую идеологически. «Культурная
Революция» возродилась в конце 90-х г.г., как реакция на тухлую
официальную культуру, удушающую экономически. Стиль, состав и
географическое местоположение группы слабо подлежат определению, да
это и не столь важно для данного проекта. Нарочитая анонимность
творчества свидетельствует о попытках более-менее объективного
отражения вибраций, колышущих наше время и наше общество.
История:
«Культурная Революция» зародилась в г. Тюмени. Главными идейными
вождями ее явились студенты местного Университета: поэт-провокатор
Мирослав Немиров (факультет русской филологии).


Фото 1: Поэт и провокатор Мирослав Маратович Немиров
и студент английской филологии музыкант-самоучка Артур Струков
(«Артурка»).

Фото 2: Музыкальный идеолог Артур Струков
Основным катализатором выступал модный «центровой» парень Юра
Шаповалов («Шапа») - сын первого секретаря тюменского горкома КПСС.

Фото 3: Катализатор и вдохновитель Юра Шаповалов
Красавчик Шапа, лучший жених в городе, вместо того, чтобы комфортно
пойти по стопам отца и занять подобающее место в советской
номенклатуре, связался с сомнительными личностями, типа Немирова и,
из большой любви к музыке, водке и красивым девицам, предоставил
свою просторную квартиру в круглосуточное распоряжение местной
культурной богемы.
Артурка тогда набил руку в сочинении волновско-панковских песен и
исполнял их просто под акустическую гитару на дружеских вечеринках.
Песни отличались крайним примитивизмом в музыке, а тексты, под
руководством Немирова, максимально приближались к реалиям дня и
пестрели непоэтическими образами, типа «бычок» (в смысле «окурок»),
«кроссовки», «гастроном» и т.п. Сюда же приплели опыт
поэтов-футуристов начала века, например, Алексея Крученых. Кайф был
в том, чтобы минимумом средств попытаться передать широчайшую гамму
обалдевания человека от этой жизни.
Все это условно называлось мифической группой «Подземка», но
сыграть, как положено, в электричестве, тогда было не с кем, негде,
не для кого и не на чем. Единственным благодарным слушателем был
Шапа, знатный меломан, дом которого не миновала ни одна новая
пластинка в городе.
Это позже, с середины 80-х г.г. к ним присоединятся Роман Неумоев,
Кирилл Рыбьяков, Игорь Жевтун («Джефф»), Аркадий Кузнецов, Димон
Колоколов, Евгений Кокорин («Джексон»), Владимир Медведев
(«Джаггер») и другие составившие социально-музыкальную формацию
«Инструкция по выживанию», из которой произошли известные тюменские
проекты (сама «ИпВ», «Кооператив Ништяк», «Чернозем», «Мертвый ты»,
«Центральный гастроном»).

Фото 4. Ранняя «Инструкция» : (слева направо) А.Шагунов, К.Рыбьяков,
А.Ковязин и Р.Неумоев обсуждают манифест - песню «Рок-н-ролльный
фронт».
А тогда, в 1982 г. как всегда жаждавший славы и денег Мирослав
Немиров убеждал записаться на чем угодно, с кем угодно, лишь бы
«прогреметь по Союзу», который в то время слушал только «Дю Папол»,
«Бони М» или, в лучшем случае, «Воскресенье».
Единственным воплощением проекта «Подземки» явился домашний альбом
Струкова, под названием «Подземка» «На прикупе», записанный в
одиночку, в октябре 1984 г., перед уходом Струкова в армию и отослан
друзьям в Тюмень. Качество записи не позволяло альбому стать
явлением всесоюзного масштаба, но для Тюмени этого было достаточно,
чтобы понять, что не БГи горшки обжигают.
Вернувшийся в августе 1987 г. из армии Струков попал на благодатную
почву. В Тюмени к тому времени созрели люди, не только успешно
слушающие и играющие современную музыку, но даже знающие песни
«Подземки». Проблемы с исполнителями не стало. Собралась целая
формация музыкантов, поэтов, художников и просто всяких хороших
людей, чтобы вместе выживать в этом не терпящем непредсказуемости
мире. Главной идеологией был «панк» в широком его понимании. Этим
словом называли все, что цепляло, брало за душу. «Это - панкуха!» -
говорили, например, про фильмы Тарковского или книги Борхеса.
В августе 1987 Тюмень впервые посетил неистовый Ник Рок-н-Ролл. Не в
пример нашим прозападным столицам здесь его прозовут просто Коля
Рокенролл, он навсегда полюбит этот город, а впоследствии даже
бросит здесь пить.
В сентябре 1987 в Тюмени впервые появляется Егор Летов. Он надолго
заражает тюменщиков своим энтузиазмом. Энергия общения с Летовым
выливается в совместную запись альбома «Инструкция по Обороне».

Фото 5. Слева направо: Р.Неумоев, А.Струков, у него за спиной -
Ю.Шаповалов, Е.Летов, К.Рыбьяков, В.Медведев и А.Ковязин идут после
записи альбома «Инструкция по обороне» в общежитии моторного завода.
Запись производилась живьем, в тесной каморке «Джимми» Попова, очень
простым способом - гитара, бас и микрофон были подключены прямо в
магнитофон «Ростов». Фуззом служил перегруженный на записи кассетник
«Весна». Учавствовали: Егор Летов, Роман Неумоев, Артур Струков,
Кирилл Рыбьяков - каждый со своими песнями. На басу везде играл Саша
Ковязин. Иногда на флейте встревал Вовка «Джаггер». Бэк-вокалы орали
все хором. Альбом уникален тем, что здесь даже Шапа воплотил песню
своей мифической группы «Клуб говенных человечков или О чем подумал
Ауробиндо Гхош перед смертью». Писалось все на одном дыхании, не то
за день, не то за два. Потом Летов в Омске дописал туда для
солидарности две песни тогда еще не знакомой нам Янки. Позже этот
альбом распространится почему-то под названием «Карма Ильича».
Тогда же, с легкой руки Летова родилось имя «Культурная Революция».
Когда Артурка предложил присутствующим подобрать название его
проекту, Егор недоуменно заметил: «Че это у тебя песни - то про
политику, то - про любовь? Культурная революция какая-то!»
При всем обилии музыкантов собрать их в Тюмени, привыкшей к лени,
воедино - задача не из легких. Главная заслуга в создании группы
«Культурная Революция» обоих созывов (1-ый - в октябре 1987 г., 2-ой
- в июле 1998 г.) принадлежит Александру Ковязину. Он же нашел место
для репетиций и он же впоследствии устраивал все записи группы.
Первый состав: А.Ковязин - бас, Андрей Шагунов - гитара, А.Струков -
вокал, гитара, кларнет, Слава Шершнев - барабаны.
Менеджером группы был Дима «Джимми» Попов - бывший вертолетчик -
человек настолько широчайшей души, что было кем-то предложено
измерять широту русской души в «поповых» (ударение на первую «о»).
Причем единица «1 попов» - фактически недосягаема для большинства
смертных, в нас от силы наберется несколько миллипоповых. Дима
заразился идеей группы, еще переписываясь со Струковым-солдатом.
Ради этого он устроился Директором Клуба на моторостроительный завод
и стал собирать к приезду Артурки какой-никакой аппаратик.

Фото 6. Дмитрий Олегович Попов на заседании Тюменского рок-клуба
(1987 г.)
Собственно история «Культурной Революции» 80-х коротка и
стремительна. Начало выступлений на публике - декабрь 1987 г. -
сразу принесло успех. Кроме тюменцев на группу обратили внимание
приезжие: Свин (Андрей Панов) («А че вы здесь делаете? Поехали в
Питер, там вам все устроят.»), Александр Старцев (редактор журнала
«Рокси»)
Еще через неделю «К.Р» становится, каким-то образом, известна в г.
Свердловске - из ихнего рок-клуба приходит телеграмма с приглашением
группы на фестиваль. На фестиваль из Тюмени приехала дружественная
делегация в составе человек 30, среди которых, помимо членов
ансамбля, были их жены и гелфрэнды, многочисленные друзья и друзья
друзей с их женами и гелфрэндами, и возглавляла все это воинство
начальник Тюменского рок-клуба Гузель.
Но отцы-комсомольцы Свердловского РК разводили руками: «Извиняйте,
мол, ситуация несколько изменилась. В городе - революция.
«Культурную Революцию» на сцену выпускать нельзя, иначе нас всех
повяжут.» В те дни в Свердловске проходили какие-то акции в
поддержку опального тогда Б. Ельцина (помните «Ты не прав, Борис»?).
По этому поводу все внутренние и особые органы города были
приведены в полную боевую готовность.
И напрасно «КультРев» уверял отцов-покровителей «Наутилуса
Помпилиуса», что не знают, кто такой Ель Цын. И тщетно Гузель
пыталась пристыдить негостеприимных хозяев - они твердили одно: «В
зале полно ГэБэшников, из-за вас рок-клуб закрыть могут.».
В том же декабре 1987 г. была первая попытка записи. Для-всех-свой
Ковязин договорился с элитой тюменских лабухов в Танцзале -
центровом клубе тогдашних «мажоров». На один день в распоряжение
«КультРева.» попал «крутой», по тем временам, аппарат и возможность
записаться на нем вживую. Но обстановка вокруг была очень уж чуждая,
атмосфера непонимания напряженная настолько, что Струков хотел было
свернуть это дело. Однако Ковязин, пригрозив, что уйдет из группы,
вынудил все-таки писаться. Все эти страсти отразились на звучании,
особенно, главного вокала. Запись никуда не годилась.
Весной 1988 г. пытались записаться на самодельной студии Славы
Воронцова. За отсутствием опыта и многоканального магнитофона запись
носила плоский характер, а после наложения вокала вся инструменталия
размазалась и «утонула», особенно барабаны, на которых тогда играл
уже Евгений Кузнецов («Джек»).

Фото 7. А.Ковязин на басу, «Джек» Кузнецов на барабанах.
М.Немиров, будучи проездом в Тюмени, разнес запись в пух и прах,
сказав, что распространять это ни в коем случае нельзя. Никто и не
распространял.
Кульминационным моментом в истории «КультРева.» стал Первый
фестиваль альтернативной музыки (Тюмень, июнь 1988 г.). В
трехдневной программе среди множества сибирских групп учавствовали:
«Путти» и «Бомж» (Новосибирск), «Гражданская Оборона», Янка,
Манагер, «Инструкция по выживанию», казанская «Тина», Ник
Рок-н-Ролл. Особую атмосферу эдакого тюменского «Вудстока» придавали
фестивалю многочисленные волосатые и ирокезные молодые люди,
съехавшиеся со всего Союза.
Выдавшие для концертов аппарат лабухи доверили пульт только
знакомому им Ковязину, поэтому на басу его заменил Аркадий Кузнецов.
Аркаша пришел в самое время, чтобы сорвать коллективные лавры. В те
времена было принято, как на скачках, устраивать конкурсы и
раздавать призы. По единодушному мнению фестивальной публики
«Культурная Революция» была признана группой № 1. У «ГрОб»а на
фестивале были проблемы со звуком, а Янка пела акустику - для нее
это был дебют на сцене, после квартирников.

Фото 8. «КультРев» на Фестивале леворадикальной и альтернативной

<<<Вернуться на главную страницу>>>



Hosted by uCoz